мурманская академия экономики и управления

Год основания 1994

a-A

88152 44 44 36

Комплексная общепознавательная и воспитательная программа для младших школьников

(3 модуля)

Занятия проходятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 3 академических часа (по 30 минут) с 10-минутными перерывами.

Занятия чередуются с физической активностью: физкульт-минутками, массажными паузами, дыхательной гимнастикой.

Занятия построены в игровой форме, ведь игра – это ведущий источник развития ребенка. Каждый такой «урок» воспринимается детьми, как увлекательное путешествие в мир новых познаний и открытий!

Модуль № 1 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»

Изучение курса «Занимательная история» направлено на достижение следующих целей:

- пробуждение у обучающихся интереса к истории России и формирование представлений о ее основных событиях на протяжении более чем тысячелетнего периода;

- воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран;

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Содержание программы:

  • Повседневная жизнь первобытных людей.Районы обитания. Развитие первобытного человека.
  • Древние цивилизации.Полумесяц плодородия. Эгейские цивилизации. Древний Рим.
  • Повседневная жизнь древних людей. Древние города: Вавилон, Иерусалим, Рим, Афины. Быт. Мода.Мораль. Нравы. Праздники.
  • Россия – наша Родина. Символы России. История герба, флага, гимна. День народного единства.
  • Традиции и обычаи русского народа. Хлебосольство, застолье, посиделки, русские гулянья, свадебный обряд. Русская традиционная еда, одежда.
  • Творчество русского народа. Фольклор. Хохлома, гжель, дымково.
  • Былины. Русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
  • Москва – столица. Герб. Первые упоминания. Достопримечательности. Башни Кремля.
  • Санкт-Петербург. Герб. Памятники архитектуры. Исторические места.
  • Мурманск. История и символы города. Исторические названия улиц.
  • Язычество. Славянские боги и верования.
  • Крещение Руси. Игра «Найди ошибки». Кроссворд. Ребусы.
  • Генеалогическое древо семьи. Появление фамилий. Их значение.
  • Новый год. История праздника.
  • «Золотой век» русской культуры. Театр. Музыка. Литература. Архитектура. Живопись.
  • "Серебряный век" русской культуры. Театр. Музыка. Литература. Архитектура. Живопись.
  • Великие русские художники. Шишкин, Суриков, Репин, Васнецов, Айвазовский.
  • Великие русские архитекторы, их произведения. Тон, Росси, Баженов,
  • Герои Великой Отечественной войны. Подвиги защитников Отечества.
  • Мурманск в Великой Отечественной войне. Памятники. Улицы. Люди.
  • Блокада Ленинграда. Героизм и стойкость людей.
  • Судьбы детей в ВОВ. Труд. Лагеря. Разлука с родителями. Записи в дневниках.
  • Человек и космос. Юрий Гагарин. Алексей Леонов. Валентина Терешкова.
  • История моей семьи. Генеалогическое дерево.
  • Будущее России. Историческая память и перспективы развития Отечества.

Модуль № 2 «ЮНЫЙ ПРАВОВЕД»

Формирование у младших школьников гражданско-правовой позиции, системы ценностей и установок поведения является важной частью образования, которая способна заложить в человеке уважение к другим людям, толерантность, а также понимание о том, что мы живем в правовом государстве, где все конфликты можно и нужно разрешать мирным путем.

Цель программы:

- формирование правосознания и правовой культуры, изучение основ законодательства; 

- осознание необходимости соблюдения закона; 

- понимание ребенком полноправности своего положения как гражданина, имеющего как права, так и обязанности;

- воспитание патриотизма, уважения к другим людям и чувства собственного достоинства; 

- развитие творческих способностей, речи, памяти, коммуникативных навыков и умения самостоятельно принимать решения. 

Кроме этого, дети учатся выступать перед своими одноклассниками и друзьями, проводить учебно-исследовательскую деятельность, работать самостоятельно и в группах. 

Содержание программы:

  • Мои права с рождения. Право на жизнь.
  • Практика: игра «мои права». Творческая работа (рисование). Игра «Что означают наши имена». Цель: познакомить обучающихся с их правами, показать какое значение имеет для человека имя.
  • Мои обязанности дома и в школе. Практика: ролевые игры с фрагментами кукольного театра. Цель: показать обучающимся, что у них кроме прав, есть иобязанности, способствовать формированию привычки добровольной дисциплины.
  • Добро и зло. Практика: сказка о добре и зле. Инсценировка сказок с фрагментами кукольного театра. Словарь вежливых слов. Игра «Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть». Цель: способствовать формированию в сознании обучающегося на основе определённой последовательности поступков элементарного представления о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом.
  • Мои близкие. Практика: разминка «Мои родные». Индивидуальные рассказы о семье. Творческая работа «Моя семья»(рисование), проект «Моя родословная». Цель: обеспечить усвоение обучающимися того, что основой семьи и дружеских отношений является любовь, взаимопонимание, уважение друг к другу и забота друг о друге.
  • Мои друзья. Практика: разминка «Верёвочка». Творческая работа»Наш класс»(рисование), «Дружба начинается с улыбки». Цель: способствовать формированию гуманных отношений школьников, то есть отношений дружбы, уважения друг к другу, взаимной помощи, заботе друг о друге.
  • Добрая дорога детства. Практика: сказка о правилах дорожного движения (ПДД). Загадки. Ролевая игра «Мы- пешеходы». Творческая работа (рисунки по безопасности дорожного движения). Цель: обеспечить усвоение обучающимися ПДД, так как это является главным условием безопасности ребёнка.
  • Моё поведение (дома, на улице, в школе). Практика: игра «Остров непослушания». Цель: способствовать усвоению основных правил поведения дома, на улице, в школе.
  • Мировая детская конституция (Конвенция ООН о правах ребёнка). Практика: игра «Мои права». Творческая работа. Цель: обеспечить усвоение основных прав и обязанностей ребёнка, содержащихся в Конвенции ООН о правах ребёнка.
  • Конституция РФ. Практика: применение Конституции РФ к сказкам. Игра «Какие права нарушали герои сказок по отношению к другим героям». Цель: обеспечить усвоение основных прав и свобод гражданина РФ, содержащихся во 2 главе Конституции РФ.
  • Гражданин и его права.

           Понятия «гражданин» и «обыватель»

Практика: диагностическая игра «Кто такой гражданин?»

Цель: определение какими качествами должен обладать гражданин.

Поведение человека в рамках закона.

Практика: дискуссия «Карусель»: «По каким причинам люди совершают необдуманные поступки».      

Цель: помочь обучающимся разобраться. К чему могут привести необдуманные поступки, и какую роль в поведении человека играют его ум, воля, характер.

Первый документ человека.

Практика: творческое задание (нарисовать младенца, дать ему имя и определить, что ему нужно, чтобы он был счастлив.

Цель: помочь обучающимся разобраться и определить, что такое прав ребёнка, зачем ребёнку нужно свидетельство о рождении.  

Право на имя.

Практика: ребусы, загадки, связанные с именами людей.

Цель: способствовать осознанию важности выбираемого имени родителями для своего ребёнка и значимости имени.

  • Гражданин- это личность

Достоинства и недостатки.    

Практика: игра «Кто я?». Анализ произведений А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», К.И.Чуковского в переложении из библии «Каин и Авель»

Цели: способствовать формированию у обучающихся понятия «личность»; умения объективно оценивать недостатки и достоинства человека.

Добро и зло. Сказка о добре и зле. Зачем быть добрым?

Практика: анализ картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». «Притча о блудном сыне» .Дискуссия «Карусель»: «Злые и добрые поступки».

Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что добро сильнее зла.

  • Гражданин и общество.

Что такое общество? Что такое нация?

Практика: дискуссия «Карусель»: «Какие явления в обществе, на ваш взгляд, улучшают самочувствие человека, а какие ухудшают его и почему?»

Цели: обеспечить понимание влияния общественных процессов и явлений на человека; понимание принятия и выполнения законов на основе собственного законотворчества.

  • Гражданин и государство

Власть и государство.

Практика: практическая работа «Познай людей и самого себя». Игра «Если бы я был президентом…»

Цель: способствовать формированию умения самостоятельно принимать решение по общественным проблемам.

Что должно защищать государство?

Практика: ролевая игра «Нуждается ли человек в защите?». Практическая работа «Познай людей и самого себя»

Цель: способствовать формированию понимания механизма защиты прав человека.

  • Правонарушения.

Причины и виды правонарушений.

Практика: анализ стихотворения А.Барто «О дурном родительском примере»

Игра «Юридическая консультация»

Цели: обеспечить усвоение обучающимися влияния отрицательного поведения родителей на воспитание детей; способствовать формированию умения самостоятельно анализировать и принимать решение в конкретных ситуациях с применением юридических знаний( занятия проводятся с элементами кукольного театра).

Что такое ответственность и наказание.

Практика: тесты: «Ваше чувство ответственности», «Ваше чувство справедливости».

Цели: обеспечить усвоении понятий ответственности, наказания на конкретных примерах.

Модуль 3 «ЮНЫЙ ЭКОНОМИСТ»

Цель программы:

- развивать у школьников экономическое и логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения;

- воспитывать организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав.

Задачи:

- подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями;

- рассмотреть природу, виды потребностей человека и общества и пути их удовлетворения, способствовать формированию разумных потребностей;

- наглядно, в доступной игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуг.

- регулярно знакомить учащихся с основными законодательными актами, регламентирующими права и защиту интересов потребителей.

Программой предусмотрено сочетаниеразличных форм и методов обучения:уроки – деловые игры, практикумы, уроки защиты тематических заданий, самостоятельные работы; решение тестов, творческих задач и проблемных ситуаций.

Приоритетными принципами программы являются:

-связь теории с практикой, обучения с жизнью;

-заложить у учащихся основы потребительской культуры;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;

-единство обучения, воспитания и развития.

Содержание программы:

  • Труд в быту. Разделение труда в быту.
  • Работа. Заработная плата.
  • Товар и деньги в домашнем быту.
  • Понятие о потребностях.
  • Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.
  • Понятие о покупателе и продавце.
  • Различные формы организации торговли.
  • Процесс купли-продажи.
  • Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания.
  • Общественный транспорт. Плата за проезд.
  • Богатство – счастье.
  • История денег.
  • Виды денег: монеты купюры.
  • Кто распределяет деньги в семье.
  • Доходы и расходы.
  • Бюджет. Система приоритетов.
  • Понятие государственной казны. Налоги.
  • Самое первое представление о банке.
  • Банк. Коммунальные платежи.
  • Сбережения. Накопления.
  • Складчина. Развитие собственного дела.
  • Развитие собственного дела. Бюджет.
  • Понятие о вложениях.
  • Свободные деньги.
  • Возможность использования накопленных средств.
  • Недвижимость.
  • Средства связи.
  • Конкуренция.
  • Безопасность.
  • Аукцион. Понятие сделки.
  • Платность услуги. Проблема выбора.
  • Здоровый образ жизни.
  • Приусадебное хозяйство. Запасы.
  • Первое понятие о собственных затратах.
  • Экономия собственных затрат.
  • Изменение цен: дешевле – дороже.
  • Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела.