мурманская академия экономики и управления

Год основания 1994

a-A

88152 44 44 36

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ

(3 модуля)

 

Занятия проходятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 3 академических часа (по 25 минут) с 10-минутными перерывами.

Занятия чередуются с физической активностью: физкульт-минутками, массажными паузами, дыхательной гимнастикой.

Занятия построены в игровой форме, ведь игра – это ведущий источник развития ребенка. Каждый такой «урок» воспринимается детьми, как увлекательное путешествие в мир новых познаний и открытий!

 

 

Модуль № 1 «ЧТЕНИЕ. ПИСЬМО И СЧЕТ»

 

Включает в себя 2 блока:

1 - чтение и письмо – обучение грамоте,

2 - математика и логика.

Интеллектуальные задания чередуются с динамическими и массажными паузами, а также подвижными играми на сплочение коллектива, с элементами развития коммуникабельности каждого участника.

Помимо основополагающих занятий по интеллектуальной подготовке к школе обучающиеся еще получают психологическую готовность к школьной среде: умение позитивно общаться со сверстниками, выступать на публику, умение самостоятельно выполнять задание и др.

Комплексная программа позволяет получить обучающемуся знания и навыки, необходимые для подготовки и адаптации к школе:

1. Чтение и обучение грамоте

Целями занятий являются:

- развитие у ребенка звуковой культуры речи и фонематического слуха, звукобуквенного анализа;

- овладение навыком чтения (традиционная методика по букварю Жуковой и др.);

- развитие речи;

- постановка руки на письме, работа в прописях.

Знания и умения, которыми овладевают дети после прохождения курса «Чтение и обучение грамоте»:

1) Овладение навыком чтения:

- знание и умение называть буквы русского алфавита;

- овладение навыком чтения (умение воспринимать буквенный знак, озвучивание (произношение) буквенных знаков, понимание прочитанного;

- овладение техникой плавного соединения слогов при чтении;

- умение прочесть слова, предложения, небольшие тексты и пересказать значение прочитанного.

2) Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа:

- тренировка органов артикуляции, знание способов произнесения звука;

- знание классификаций звуков: согласные – гласные; твердые – мягкие, звонкие – глухие согласные;

- чёткое произношение всех звуков речи, интонационное выделение заданных звуков в потоке речи;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- умение выделять в слове гласные-согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные;

- составление слогов и слов с помощью звуковых условных обозначений;

- произношение слова по слогам.

3) Развитие речи:

- составление и произношение предложения из 3 – 5 слов;

- умение называть в предложении количество слов, только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

- обобщение понятий (кукла, машинка, кубики – это игрушки);

- составление рассказа по картинке (например, «Прогулка в лес», «В зоопарке», «Поездка на море», и т. д.);

- устное описание предмета в нескольких предложениях;

- декламация наизусть любимых стихотворений, знание их авторов;

- умение последовательно пересказать содержание рассказа, сказки;

- правильное употребление трудных форм знакомых слов;

- использование в речи антонимов и синонимы;

- отгадывание загадок, умение понимать значение образных выражений.

4) Постановка руки на письме, осознанное письмо:

- овладение навыком зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движения руки, пространственной ориентации;

- умение правильно держать карандаш, ручку;

- выполнение различных видов штриховки, рисование, раскрашивание, копирование рисунков, обведение контуров по точкам и пунктирным линиям, продолжение узоров различной сложности, выполнение их по заданной схеме;

- умение писать печатные буквы; выполнение заданий в прописях;

- умение называть и писать элементы прописных букв;

- умение писать прописные буквы русского алфавита, соотносение их с печатным образом;

- умение писать слова, предложения, используя прописные буквы русского алфавита.

2. Математика и логика

Целью занятий является развитие у обучающегося элементарных математических представлений:

-понятие количества и счета, чисел и цифр;

-знание геометрические фигур и тел;

- понимание величины, измерения;

- ориентировка во времени, в пространстве;

- умение решать логические задачи;

- тренировка графических навыков и др.

 По завершении математической подготовки дети овладевают:

1) Понятием количества и счета:

- счет до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);

- называние чисел в прямом (обратном) порядке до 10 (20), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 20).

2) Понятием чисел и цифр:

- знание цифр (0-9) и соотносение цифр (0-9) и количество предметов;

- умение называть предыдущее и последующее число, от любого числа в пределах первого десятка;

- знание состава чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел, на основе моделирования отношений между частями и целым;

- знание, как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

3) Оперированием сложения, вычитания, сравнения:

- понятие знаков +, -, =,>, <;

- умение сравнивать множества, выраженные числами, записывать отношения между ними с помощью знаков: <, >,=;

- умение составлять и решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств;

4) Понятием части и целого:

- уметь моделировать отношения между частью и целым: объединять части в целое, выделять части из целого;

- понятие дроби на геометрических фигурах.

5) Знанием геометрических фигур, тел:

- понятие различий и умение называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок; ... и геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус;

- моделирование геометрических фигур;

- умение назвать и сравнить: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб, цилиндр и пр.;

- воссоздавание из частей, видоизменение геометрических фигур по условию, составление из малых форм большие;

- умение обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку, самостоятельно их рисовать по словесной установке;

- классифицирование геометрических фигур по виду.

6) Умением ориентироваться в пространстве и времени:

- оперирование понятиями: «направо», «налево»; «вверх», «вниз»; «раньше», «позже»; «перед», «за», «между» и пр.;

- устанавливание пространственно-временных отношений с помощью слов: «слева – направо», «вверху – внизу», «впереди – сзади», «близко – далеко», «выше – ниже», «раньше – позже», «вчера – сегодня – завтра»;

- ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначение взаимного расположения и направления движения объектов; пользование знаковыми обозначениями;

- определение временных отношений (день — неделя — месяц);

- определение времени по часам с точностью до 1часа;

- знание названия текущего месяца года; последовательности всех дней недели, времен года.

7) Умением решать логические задачи:

- группировка и поиск различий предметов по определённому признаку;

- выделение свойств предметов: цвета, формы, размера, назначения, материала;

- сравнение предметов, выделение предметов из группы по заданным свойствам, класифицирование предметов на группы, в соответствии с выделенными свойствами;

- составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков;

- умение устно отвечать на поставленные вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?

- составление и решение задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).

8) Пониманием величины, овладением измерений:

- измерение длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер;

- сравнение предметов по длине, ширине, высоте;

- сравнение предметов по массе, вместимости – как визуально, (приложение, наложение), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерные стаканчики, полоски бумаги, шаги и т.д.);

- понятие зависимости между величиной меры и числом (результатом измерения).

9) Графическими навыками:

- знание элементов арабских цифр и умение их писать;

- умение выполнять графические диктанты на клеточной поверхности листа.

Модуль 2 «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ЛОГОПЕДИЯ»

Включает в себя 2 блока:

1 – психологическая подготовка к школе.

2 – логопедия

  1. 1.Психологическая подготовка к школе

      

  1. 1.«Развитие мелкой моторики»

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

Задачи:

  • Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);
  • Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;
  • Упражнять в написании печатного шрифта.

Игры и упражнения: Прописывание узоров в тетради, «Штриховка и дорисовывание картинки», «Обведи по линиям», «Соедини точки» (пальчиковая гимнастика («Приветствие футболистов», «Волны», «Крестики-нолики», «Колокольчики», «Заготовка капусты», «Ножницы», «Круги» и т.п.), массаж пальчиков.

Поделки, аппликации, рисунки, раскраски.

  1. 2.«Развитие мышления»

Мышление ребенка в возрасте 5-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

Задачи:

  • Содействовать развитию наглядно-образного мышления;
  • Развивать сообразительность, любознательность;
  • Развивать мыслительные операции;
  • Развивать логическое мышление;
  • Учить выделять существенные признаки.

Игры и упражнения«Логические концовки», «Выбери нужное», «Чем похожи и чем отличаются?», «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Говори наоборот», «Предмет и фигура», «Назови одним словом», «Кто кем был? Что чем было?», «Нелепицы», «История в картинках», загадки, пословицы, метафоры.

  1. 3.«Развитие памяти»

Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Задачи:

  • Развивать непроизвольную и произвольную память;
  • Развить зрительную и слуховую память.

Игры и упражнения«Снежный ком», «Магазин», «Пиктограммы», «Я положил в мешок»

  1. 4.«Развитие внимания»

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Задача:

  • развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания.

Игры и упражнения:«Узнай по голосу», «Шифровка», «Сравни картинки», «Магазин», «Сломанный телефон», « Белый – черный», «Сыщики», «Найди посуду», «Перепутанные линии», «Лабиринт», «Верно-неверно», «Перепутанные картинки». «Найди два одинаковых предмета», выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

  1. 5. «Содействие становлению учебной мотивации»

Существенный момент мотивационной готовности к школьному

обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Задачи:

  • Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей)
  • Расширить имеющиеся знания о школе (уточнить знания детей о школьных умениях и навыках, расширить социальные представления детей о школе; рассказать о правилах поведения на уроке, школьных принадлежностях, познакомить с функциями учителя,снять страх перед школой)
  • Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым)
  • Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).уточнить знания детей о школьных умениях и навыках; воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность, закрепление имеющихся знаний о школе, снятие страха перед школой, развитие положительной мотивации, способствовать осознанию каждым дошкольником своих учебных ресурсов.

Игры и упражнения:«Школьница» (рисунок), «Собери портфель в школу», «Первоклассник», «Главная учебная сила», «Закончи предложение».

Рассказы, сказки, стихи, беседа о школе.

 

  1. 6.«Формирование представлений о правилах культурного поведения и общения»

Задачи:

  • Сформировать такие нравственные понятия как доброта, вежливость, отзывчивость.
  • Научить оценивать положительные и отрицательные поступки.
  • Обогатить словарь детей: эмоции, комплимент.
  • Обучить вежливому обращению, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость.

Игры и упражнения:«Доброе животное», «Угадай животное».

Рассказы, сказки, беседа.

 

  1. 7.«Ознакомление с окружающим миром»

Задачи:

  • Расширить представления детей об окружающем мире;
  • Дать представление о предметах, их существенных признаках и классификации;
  • Развить умение правильно понимать чувства и настроения;
  • Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели           и т. д.)

Темы: «Профессии», «Изучаем часы», «Времена года», «Времена суток», «Планеты солнечной системы», «Вещи и материалы», «Природа родного края», «Разноцветный мир эмоций».

7. «Снятие эмоционального напряжения»

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.

Упражнения«Солнышко, «Снежинки», «Котик», «Брыкание», «Дракон кусает свой хвост», «Спаси птенца», «Сломанная кукла».

  1. 2.Логопедия
            Период Звуковая сторона речи Развитие речи
Основное содержание работы
Произношение Фонематическое восприятие

I

Сентябрь, октябрь, первая половина ноября

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],

[ф] — [ф’], [д] — [д’],

[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:

• изолированно;

• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

• в словах;

• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

II

Вторая половина ноября — первая половина февраля

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];

• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

а также:

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

• дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

На этом же материале:

• определение места звука в слове;

• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

• осуществление анализа и синтеза прямого слога;

• выделение согласного звука в начале слова;

• выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);

• по глухости — звонкости:

[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах;

• составление предложений с определенным словом;

• анализ двусловного предложения;

• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

• согласования порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

• подбирать однокоренные слова;

• образовывать сложные слова;

• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

III

Вторая половина февраля — май

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

• [с] — [ш], [з] — [ж];

• [р] — [л];

• в прямых и обратных слогах;

• в слогах со стечением трех согласных;

• в словах и фразах;

• в стихах и коротких текстах;

• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;

в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

Закрепление правильного произношения звуков.

Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции.

Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.

Совершенствование интонационной выразительности речи.

Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Модуль № 3 «МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Целевые ориентиры освоения программы:

Развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

Закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкций.

Помогать анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Закреплять умение заменять одни детали другими.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

На занятиях по робототехнике дети:

- изучают основы моделирования и конструирования с использованием конструкторов LEGO Education и других образовательных конструкторах и платформ;

знакомятся с устройством механизмов;

- учатся конструировать модели роботов;

- учатся применять инженерный подход в решении реальных задач.

- на курсе занятий «Собери и забери». – вместе с родителями собирают необычных роботов "Банкажук", и «Уткоробот», а затем забрают их домой. Банкажук и Уткоробот – это уникальные роботы, являющиеся как научными объектами, так и игрушкой!

Учебная аудитория для конструирования и моделирования оснашена:

  • современным интерактивным оборудованием,
  • мобильным компьютерным классом,
  • достаточным количеством наборов для изучения робототехнических платформ Arduino, VEX и Tetrix,
  • 3D принтером и 3D сканером российского производства

В соответствии с договором о сетевой форме реализации дополнительных образовательных программ занятия по моделированию и конструированию проводятся в «Академии детства» (http://akademkideti.ru)

«Академия Детства» входит в состав группы компаний Новые Технологии в образовании, которая является официальным представителем на территории Мурманской области Всероссийской Робототехнической Олимпиады Russian Robot Olympiad.