мурманская академия экономики и управления

Год основания 1994

a-A

88152 44 44 36

НИР

Сборник материалов студенческой научно-практической конференции «Право на современном этапе развития общества», 26 ноября 2021 г.

Научно-исследовательская деятельность
Частного образовательного учреждения высшего образования  «Мурманская академия экономики и управления»

Научная работа академии традиционно связана с учебным процессом, образуя единое целое. Эти два базовых компонента развития современной научной школы взаимно обогащают и дополняют друг друга. Научные исследования, проводимые в ЧОУ ВО «МАЭУ», направлены на решение целого ряда задач:

  • приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ;
  • обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
  • усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;
  • формирование новых приоритетных специализаций по перспективным направлениям;
  • подготовка для научной сферы специалистов квалификации, всемерное привлечение к научно-исследовательской работе студентов и аспирантов;
  • развитие материально – технической базы учебно-исследовательских направлений МАЭУ;
  • расширение участия научных коллективов кафедр МАЭУ в решении важных научно-технических и производственных задач;
  • подготовка научных и преподавательских кадров высшей квалификации, подготовка диссертационных работ, монографий и учебников по перспективным направлениям.

Научно-исследовательская работа в академии организована в соответствии с ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике», нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими отношения в данной области.

Система локальных нормативных актов, регламентирующих порядок организации и проведения научно-исследовательской работы включает следующие документы:

- Положение о научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС);

- Положение о планировании нагрузки профессорско-преподавательского состава;

- Положение о студенческом научном обществе (СНО).

В соответствии с действующим в академии порядком планирования НИР и НИДС составляются годовые планы НИР и НИДС.

Руководство и контроль качества НИР осуществляется ректоратом, а основными её участниками являются: Ученый и научно-методический советы академии, кафедры, авторские коллективы, студенческое научное общество. Вопросы организации НИР и НИДС отражены в положениях о кафедрах, годовых планах кафедр по НИР и индивидуальных планах ППС.

Научно-исследовательская работа академии является неотъемлемой частью образовательного процесса, важнейшим фактором укрепления интеллектуального потенциала, основой для постоянного обновления учебно-методического обеспечения и осуществляется в рамках следующих научных школ:

  • Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; маркетинг; менеджмент;  ценообразование; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
  • Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Академия реализует собственные подходы к становлению научной деятельности и формированию научных школ, исходя, в основном из принципа самофинансирования. Многолетние научные исследования, проведенные в академии по направлениям, связанным с подготовкой специалистов для Северного региона, способствовали созданию прогрессивных научных школ.

Научные коллективы кафедр МАЭУ активно принимают участие в выполнении НИР и НИДС в рамках межвузовских научно-технических программ (МНТП), целевых проектах по заказу предприятий промышленности и научно-исследовательских центров России и зарубежья.

За период работы академии её преподавателями написано более 110 монографий и учебников, более 1000 учебных пособий и методических указаний. Шло время, появлялись новые технологии, совершенствовалось производство, возникали новые научные направления. Преподаватели академии всегда шли в ногу с научно-техническим прогрессом, что можно явно проследить из основных их научных трудов и учебников.

Вся исследовательская работа, представляет собой систему, в которой сочетание внеучебных и учебных компонентов дает результат – участие каждого преподавателя и студента в различных видах творчества. Основными направлениями научной деятельности академии являются: участие в комплексных научных программах (региональных, совместных с другими ВУЗами); проведение научных исследований, прикладных разработок; подготовка диссертаций, сборников научных трудов, монографий, учебников, учебных и учебно-методических пособий, проведение научных конференций и семинаров; руководство научной работой студентов.

Концепция подготовки конкурентоспособных специалистов реализуется в академии через тесное взаимодействие педагогов и студентов и учитывает не только заданные государством параметры (государственные образовательные стандарты), но и внешние факторы: нестабильность экономики и рынка труда, динамично изменяющиеся требования работодателей, предъявляемые квалификации специалиста.

Правильная постановка и развитие НИДС подразумевает обязательное сочетание знаний, получаемых на основе изучения дисциплин, предусмотренных учебными планами, с выполнением научно-исследовательских работ, направленных на возможное использование результатов исследования на практике. Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, эффективным способом развития творческих навыков, необходимых при решении неординарных проблем, которые возникнут перед выпускником академии на современном предприятии.

Творческая деятельность студентов рассматривается нами как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственный активности, смекалки и изобретательности, стремления самостоятельно добывать интересные знания, анализировать их и на этой основе формировать мировоззренческую позицию. Педагогической практикой доказано, что у студентов, занимающихся выполнением заданий исследовательского характера, формируются умения и навыки организации творческого поиска, поэтому преподавательским составом на занятиях осуществляется оптимальное внедрение поисковых методов обучения. Творчество студентов проявляется при выполнении ими курсовых и контрольных работ, индивидуальных рефератов по изучаемым дисциплинам, исследовании интересующих их проблем под руководством и постоянным контролем преподавателей.

Основными формами научной работы со студентами являются:

  • - традиционный ежегодный конкурс научно-исследовательских работ;
  • - участие студентов в региональных и межрегиональных межвузовских конференциях;
  • - участие студентов в научно-практических конференциях на базе ВУЗа;
  • - участие студентов в тренингах и «круглых столах» с привлечением сторонних специалистов по современным проблемам экономики, политики и управления.

Ежегодно в академии проводятся научно-практические конференции, что способствует развитию научно-исследовательской деятельности студентов, повышает их интерес к научному творчеству и научным исследованиям и является эффективным средством повышения качества подготовки молодых специалистов. Работая в СНК, студенты развивают навыки творческого мышления и подхода к решению практических вопросов экономики. В результате каждый студент пожелавший участвовать в конференции получает возможность состязаться в умении выступать и готовить научно-исследовательскую работу, а так же получить большой опыт для дальнейшей научной деятельности и, как награду, – публикацию своего научного труда в сборнике студенческих работ.

Преподаватели академии всегда активно привлекают к участию в научной работе студентов и магистрантов, чему свидетельствуют многочисленные дипломы и призы, завоеванные ими на различных выставках и конференциях.

Значительную роль в воспитании будущего специалиста, в повышении его общеобразовательного уровня, в выявлении его творческого потенциала призвано сыграть Студенческое Научное Общество (СНО), которое активно работает в ЧОУ ВО «МАЭУ» в тесном взаимодействии с профессорско-преподавательским составом начиная с октября 2000 года.

Сегодня Министерством образования и науки Российской Федерации определены следующие основные направления деятельности по организации научных исследований:

  • тесная взаимосвязь учебного и научного процессов.
  • приоритетное проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решений важнейших проблем системы образования.
  • концентрация выделяемых средств на приоритетных направлениях, таких как фундаментальные исследования, исследования в областях критических и социальных технологий.
  • развитие научно-инновационной деятельности – как основы для повышения эффективности всех этапов научных исследований высшей школы.
  • расширение контактов с отраслевыми министерствами и ведомствами.

Базовые направления научной работы академии на современном этапе как раз и направлены на решения различных научно-технических задач по данным направлениям. МАЭУ тесно сотрудничает с целым рядом отечественных предприятий, научных центров и зарубежных фирм. Наши выпускники всегда желанные сотрудники компаний, специализирующихся в области оценки собственности, финансового менеджмента, маркетинга, аудита и бухгалтерского учета.